Экскурсионный маршрут для самостоятельного путешествия

Торжок поражает гостей не только своей мощной историей, но и уникальной архитектурой, впечатляющей как обывателей, так и экспертов. Здесь вы не найдете привычной лубочности,  традиционной для малых городов в русской провинции. Вместо неё вас встретит настоящая европейская архитектура в русском прочтении, достойная самого пристального внимания.

Палладианство, классицизм, барокко, изящный ампир и модерн, соседствующие с самобытными купеческими особняками… Каждый архитектурный памятник городского культурного наследия хранит отпечаток своей неповторимой истории. Торжок удивляет количеством великих имён, сформировавших архитектурный облик города и его окрестностей: Карл Росси, Николай Львов, Петр Никитин, Бартоломео Растрелли и другие выдающиеся русские архитекторы.

Экскурсионный маршрут, который мы вам предлагаем, далеко не полностью раскрывает “архитектурный тон” Торжка. Пожалуй, задает нам первые аккорды главного мотива. Складывать его в мелодию можно долго, захватывая городское и расположенное вокруг архитектурное наследие Торжка.

В сувенирнных магазинах ВИЭМ много качественной краеведческой литературы, где вы можете почерпнуть больше интересной информации об истории и архитектуре Торжка.

  • 6 +
  • 8-10 ч.
  • 350 р.*
  • пеший

Ансамбль Дворцовой площади: Гостиница Пожарских – Путевой дворец – Воскресенский девичий монастырь  – Ансамбль пл. 9 января: здание ВИЭМ – здание Магистрата – Крестовоздвиженская часовня – ротонда – Церковь Климента Папы Римского – Купеческие особняки на ул. Климентовской (ныне ул. Луначарского) – Спасо-Преображенский собор – Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь – Старо-Вознесенская деревянная церковь

10.00 – 11.00
ул. Дзержинского,48

Как и более столетия назад, путешественников на бывшей Ямской улице приглашает Гостиница Пожарских. После реставрации она выглядит так же, как и в свои “золотые годы”, когда гостей на пороге встречала ее знаменитая владелица, Дарья Евдокимовна Пожарская.

Роскошный особняк бирюзового цвета, выполненный в стиле классицизма, напрямую отражает личность этой выдающейся новоторки – желание хозяйки сделать Гостиницу заметной на общем фоне классического охристого цвета соседних административных построек. Фасад здания украшен по моде того времени сандриками, которые в данном случае носят декоративную функцию, по флангам здания расположены эркеры.

В XIX веке Гостиница Пожарских удивляла путешественников Государевой дороги своей роскошью, удобством и гостеприимством. Между Санкт-Петербургом и Москвой это была единственная Гостиница, способная удовлетворить самую взыскательную публику. Подробнее вам расскажут на экскурсии об истории Гостиницы. Заказать можно здесь же, в Визит-центре.

11.00 – 11.30
пл. Революции

Ансамбль Дворцовой площади (ныне пл. Революции) не имеет аналогов в Тверской области. Это великолепный образец Екатерининской застройки. Автором проекта является выдающийся русский зодчий, главный архитектор Москвы (1760 – 1763 гг.) – Петр Романович Никитин.

План площади был утвержден в 1776 году первым генерал-губернатором Тверской губернии Яковом Сиверсом. Как правило, до Екатерины II монументальностью городской застройки могли похвастаться только столичные города. Именно в эпоху её правления образцов качественной первоклассной архитектуры в провинции становится больше.

Согласно плану, по двум флангам были выстроены два комплекса. Один из них – Здание присутственных мест, который в настоящее время не сохранил изначального облика, так как многократно перестраивался. Второй комплекс – Дом городничего, канцелярия и казначейство – и сегодня, несмотря на руинированность, является образцом прекрасной монументальной архитектуры. Здание почтовой станции, гостиницы Пожарских и гостиницы Климушиных были выстроены позже вдоль Ямской улицы, в XIX веке. Однако их архитектура  гармонично продолжает ансамбль Дворцовой площади.

За памятником Ленину открывается вид на ансамбль Путевого дворца с двумя флигелями, выполненный в стиле раннего классицизма. Выстроенный по типовому проекту придорожных дворцов для уездных городов, он иллюстрирует нам почерк Петра Никитина. В любом проекте архитектор всегда опирался на рельеф местности, где должно было располагаться здание. Здесь – прямое подтверждение: дворец выстроен на самой высокой точке левого берега Тверцы, откуда открывается живописный вид на весь город.

11.30 – 12.00

ул. Красный городок,1

Архитектурной доминантой левого берега Тверцы является ансамбль Воскресенского девичьего монастыря. До наших дней он, к сожалению, сохранился не полностью. Нынешний архитектурный облик монастырь обрел в XVIII-XIX вв., однако обитель существовала на этом месте уже с XVI века. Сейчас остатки некогда роскошного монастыря представляют огромный интерес среди ценителей истории и искусства.

Самая старая постройка на территории монастырского городка – барочная колокольня Воскресенского собора, разобранного в 1790 году. В Торжке, где преобладающим архитектурным стилем является классицизм, барокко встречается очень редко. Уже к середине XVIII века этот стиль начинает сдавать позиции из-за дороговизны отделки и длительного времени строительства и уступает место раннему классицизму. Архитектура колокольни дает ключ к пониманию, как на протяжении веков менялась и церковная архитектура.

Ключевыми объектами ансамбля монастыря являются Воскресенский собор и Церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Воскресенский собор (1796 г.) – уникальный образец ампира. Фасад украшен изящным декором: лопатками с капителями ионического ордера, добавляющими зрительную лёгкость фасаду.

По соседству с Воскресенским собором в форме массивной ротонды располагается уникальный архитектурный объект – Церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи (1840 г.), выполненная по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. Непривычная форма церкви удивляет, однако именно эта деталь имеет важное значение. Она отсылает нас к римским мавзолеям, которые зачастую выполнялись именно в форме ротонды, а через этот факт – к творчеству нашего земляка, “русского Палладио” – Николая Александровича Львова.

Зачастую у многих исследователей творчества двух архитекторов-однофамильцев закрадываются мысли о плагиате, но перед нами куда более важный и тонкий момент. Безусловно Н. А. Львов заложил “архитектурный тон” города, которому вторили и другие архитекторы. И церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи – это своего рода дань таланту и наследию архитектора Н. А. Львова.

На территории монастырского комплекса сохранились хозяйственные постройки, монашеские кельи, а также здание училища. Постройки последней четверти XIX века были выполнены уже в дереве.

12.00 – 13.00

пл. 9 января

Перемещаемся на правобережную часть города и оказываемся в самом центре – на  площади 9 января – редкий для малого города образец регулярной екатерининской застройки, выполненный в гармонии с холмистым городским рельефом.

До 1925 года площадь называлась Торговой и представляла самую большую из всех городских площадей. С древних времен она была центром социальной жизни города. На площади сохранились постройки XVIII – XIX вв., среди которых заметно выделяется здание Магистрата, редкий образец чистого барокко. Доподлинно неизвестно, кто является автором проекта особняка, однако большинство исследователей склоняются к тому, что здание построено по одному из типовых проектов бюро Петра Никитина. В фондах Государственного Эрмитажа был обнаружен чертёж этого дома. О том, что речь идет именно об этом конкретном особняке, говорит надпись: «Планы и фасад каменному дому, построенному в 1768 году в городе Торжке новоторжского купца Ивана Яковлева сына Кутафьева».

В наше время этот усадебный ансамбль имеет сильные отличия от первоначального варианта. Ранее с обеих сторон от главного дома располагались два двухэтажных флигеля. Специалисты отмечают грамотность композиции и пропорций ансамбля, изящное исполнении декоративных деталей. До настоящего времени сохранился один из флигелей, ныне здание полиции, которое уже с XIX века выглядело, как отдельно стоящий особняк.

Размах архитектурного ансамбля должен был иллюстрировать финансовый статус владельца. И действительно, в 1767 году Иван Яковлевич Кутафьев был одним из крупнейших откупщиков в Тверской губернии. Имел откупы в различных сферах, в том числе сбор питейных и иных казённых пошлин. Но вскоре был признан банкротом из-за неоплаты векселей, что повлекло многолетние разбирательства, а усадьбу выкупили городские власти.

На дореволюционных фотографиях города мы можем увидеть ансамбль торговых рядов с Гостиным двором, выполненный в форме амфитеатра. В пояснительной записке к регулярному плану застройки для уездных городов екатерининской эпохи в 1767 г. тверской генерал – губернатор Я. Сиверс писал: «Гостиному двору дал форму амфитеатра с весами в середине оного, оставя большую площадь во все стороны, которая для хлебного торга надобна». Амфитеатр в нашем случае выбран не как дань античным формам, а совершенно с практической точки зрения. За торговыми рядами, на протяжении более тысячи лет, течёт ручей Здоровец, что и продиктовало решение генерал-губернатора.

В гостином дворе располагались лавки местных торговцев. В 1783 г. их насчитывалось 110.  Позже, на левой стороне улицы были построены пять корпусов нижних торговых рядов по проекту новых каменных лавок, утвержденному в 1859 г. Они встали вместо деревянных торговых рядов. Первый корпус (пл. 9 января) состоит из нескольких разновременных построек, строительство которых было завершено после 1867 г. Другие корпуса (по ул. Торговые ряды) были построены в период с 1863 по 1913 гг.  Лавки в торговых рядах располагались по специализированным линиям, именовавшимся по видам товаров: Красная линия (ткани), Кожевеная, Мясная, Рыбная, Овощная, Хмелевая, Мучная. Улица Торговые ряды и сейчас оправдывает свое название. В двух корпусах здесь, как и прежде, расположены магазины. В первом корпусе, на пл. 9 января, расположился Всероссийский историко-этнографический музей. В 50-е годы этот корпус торговых рядов был сильно перестроен. И хотя на фасаде здания до сих пор присутствует намёк на барочность, капители колонн выдают уже сталинскую эпоху – их венчает советская звезда.

Гостиный двор, располагавшийся когда-то на правой стороне улицы, был одним из ключевых архитектурных сооружений в ансамбле застройки торгового Торжка. К сожалению, он был разрушен бомбежками в 1941 году и восстановлению уже не подлежал.

Особую ноту архитектурному ансамблю площади 9 января придает Крестовоздвиженская часовня-ротонда, которая находится рядом с памятником своего создателя. На сегодняшний день нет ни одного документа, подтверждающего прямое авторство Н.А. Львова. Но, опираясь на очевидные его стилистические решения и приёмы, с наибольшей вероятностью мы можем назвать Н. Львова автором часовни, несмотря на то, что она была построена в 1814 году, через 11 лет после смерти самого архитектора.

Часто используемая Львовым архитектурная форма ротонды в его проектах выглядит совершенно по-разному. Будь то монументальная ротонда собственной усыпальницы в родовом селе Никольском или лёгкая изящная Крестовоздвиженская часовня на Торговой площади.

Часовню венчает двухкаркасный купол. Этот приём также часто встречается во многих львовских проектах в том или ином прочтении. Вероятно, с таким приемом Н. Львов впервые детально познакомился в Италии на примере работ Брунолески, а также примером мог послужить храм св. Софии в Константинополе (Айя София, г. Стамбул).

13.00 – 14.00
ул. Луначарского

дома с №1 по №35

В сторону от бывшей Торговой площади отходит одна из самых красивых и интересных, с точки зрения архитектуры, старых городских улиц – бывшая Климентовская (ныне ул. Луначарского). Улица названа по имени Храма, расположенного на ней, в честь священномученика Климента Папы Римского.

Известно, что на месте нынешней Климентовской церкви, ещё в XIV веке стояла каменная церковь, посвящённая этому же святому.

Откуда такое посвящение православного храма Папе Римскому? Климент – третий римский Папа (от времён св. Петра), казнённый за веру во времена императора Траяна. Перед казнью был сослан на Инкерманские каменоломни (ныне Инкерман, район Севастополя), в скальный монастырский комплекс, где и умер. Один из христианских святых, одинаково почитаемых в католицизме и православии.

После того, как князь Владимир (Красное Солнышко) принял православие в Херсонесе, Папа Римский Климент оказался в Киеве и получил широкую популярность среди русского народа. О глубоком его почитании свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

В 861 году его мощи были чудесным образом обнаружены Кириллом и Мефодием, часть их была захоронена в Риме, часть в Херсонесе.

Ныне существующая Климентовская церковь построена в 1685 г., свой современный облик в классическом стиле получила в 1835 году.

Композиция церкви объемная, представляет из себя восьмерик на четверике, украшенный декоративной главкой. Фасад украшен треугольным фронтоном и четырехколонными портиками. Привлекает внимание колокольня, увенчанная ротондой. В архитектуре церкви присутствуют отсылки к творчеству Н.А. Львова, в чём нет ничего удивительного, поскольку после постройки Надвратной церкви Борисоглебского монастыря в церковной архитектуре появилась своеобразная мода на «львовский стиль».

Купеческие особняки на ул. Климентовской являются памятниками провинциальной архитектуры XVIII – XIX вв.

Многие из них превосходно сохранились и способны рассказать достаточно много о своих прежних хозяевах. Безусловно, личность заказчика почти всегда определяет облик самой постройки. В случае с особняками, уникальность состоит в том, что почти все купеческие дома Торжка выполнены в достаточно сдержанном стиле. Например, в Осташкове фасад дома зачастую рассказывал о профессии владельца, а в Кашине барочная купеческая архитектура городских усадеб была очень яркой.

Новоторжские купцы вели достаточно закрытый образ жизни, не кичились своим богатством. Это нашло отражение в архитектуре их домов. В большинстве своём дома монументальны, выполнены в строгих формах с довольно сдержанным декором фасадов.

Хотя есть интересные исключения, например, “Дом с фигурами” ( ул. Луначарского, 31 ). Его архитектура представляет большую ценность. Богатый барочный фасад, помимо традиционного для этого стиля цветочного орнамента в лепнине, обильно украшен. Венчают фасад две фигуры. Это, пожалуй, прекрасный образец “европейского” вкуса у заказчика.

Также стоит отметить дом Штанковских (ул. Луначарского,20) или особняк Арбузовых, где сейчас расположился Этнографический центр (ул. Луначарского, 21), дом купцов Елизаровых, здесь сейчас «Дом России» (ул. Луначарского,3). Кроме того, на этой же улице расположилось бывшее здание мужского реального училища (ул. Луначарского,35) – совершенно уникальный объект, поражающий как степенью сохранности, так и своим размахом.

Естественно, в купеческой архитектуре нет единства стиля, и именно этим привлекает бывшая Климентовская улица.

14.00 – 15.30

Столовая №1,            Тверецкая набережная, 22

Кафе “Deep Hause”,      Торговые ряды, 2

Ресторан “Оникс”,
ул. Медниковых, 4

Время неспешного и вкусного обеда. В шаговой доступности от этих достопримечательностей расположены ресторан местной кухни «Оникс», кафе “Deep Hause”, а также Столовая № 1.

15.30 – 16.00
ул. Медниковых, 5 

Спасо-Преображенский собор заслуженно считается одним из красивейших городских храмов. Был возведён в 1812-1822 гг. по проекту архитектора Карла Росси, жившего с 1809 по 1814 год в Твери и служившего в должности главного архитектора у генерал-губернатора Тверской губернии принца Георга Ольденбургского.

Спасо-Преображенский собор отличает величие форм и благородство пропорций традиционной классической схемы. Пятиглавие, в плане – квадрат, четыре портика, четыре угловых купола, являющиеся источниками света. Классические портики украшены колоннами дорического ордера, завершающиеся треугольными фронтонами. Центральный барабан декорирован лепниной: между колоннами ионического ордера протянуты гирлянды, которые разрываются фигурками херувимов.

Есть некоторые отличия в постройке от оригинального проекта Росси. Изначально почти на всю ширину фасадов (между фланговыми пилястрами) предполагался непрерывный лепной фриз, состоящий из повторяющихся мотивов драпировок и круглых медальонов. Вместо него над боковыми окнами были сделаны прямоугольные филенки, а в средней части фасада – пилястры, соответствующие колоннам портика.

16.00 – 18.00
ул. Старицкая, 7

Ансамбль Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря (1038 г.о.) – яркий пример того, как исторические события отражаются в архитектуре. Удивительным образом эклектичность монастырских зданий складывается в гармоничный ансамбль, ставший архитектурной доминантой города.

Самая старая постройка на территории монастыря – Введенская церковь (1620 г.), она же самое  древнее здание в городе, представляет образец шатровой “грозненской” архитектуры.

Век XVIII принёс классицизм и новый Борисоглебский собор (1796 г.) по проекту Н.А. Львова, первый камень в фундамент которого собственноручно заложила Екатерина II. «Русский Палладио» – Николай Львов на своей родной земле возводит монументальный собор, обращаясь к творчеству Андреа Палладио, вдохновляясь знаменитой Виллой Ротондой в Виченце и Пантеоном.

Надвратная церковь Спаса Нерукотоворного Образа (1804 г.) – ещё одна постройка Н.А. Львова. Но тут явно прослеживается петербуржский павловский классицизм. Самое высокое здание города венчает ротонда со шпилем, устремленным вверх. Удивительно, автор сочетает в облике церкви разные ордера, что можно увидеть нечасто. Возможно, проект должен был реализоваться в столице (Львов много строил в Санкт-Петербурге), однако смерть архитектора не дала этому воплотиться.

Ещё одна постройка, заслуживающая внимания – Свечная башня (1874 г.), которая стала финальным аккордом монастырского ансамбля. Она выполнена в неорусском стиле и вопреки канонам – без креста. Неорусский стиль можно считать предвестником модерна в архитектуре. Он возвращает нас к истокам, благодаря свободной интерпретации древнерусской архитектуры. Именно поэтому башня зачастую вводит в заблуждение обывателей, которые, на первый взгляд, относят именно её к самой старой монастырской постройке.

На территории обители также сохранились бывшие монашеские кельи и погреб, части монастырских древних стен.

В здании бывшего Странноприимного дома располагается экспозиция об истории монастыря и архитекторе Н.А. Львове. Рекомендуем вам к посещению.

18.00 – 18.30

ул. Грузинская, 29

Редчайший образец деревянного зодчества – Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь, расположенная на окраине города в Старицком направлении. Самый красивый вид на  храм открывается с противоположного берега реки Тверцы, с Тверецкой набережной. Изящный и одновременно монументальный силуэт на высоком берегу – предмет вдохновения для художников, пишущих Торжок. Высота храма 34 метра.

Основу композиции храма составляет двухсветный четверик. На четверике – три, постепенно убывающие вверх, восьмерика, завершающиеся глухим барабаном с массивной главой. С востока к зданию примыкает гранёная апсида, а с запада – прямоугольная в плане трапезная и небольшое крыльцо.

Внутри храма – открытый объем пространства высотой около 30 метров. Стены гладко отесаны, не окрашены, на верхних ярусах остались росписи XVIII века, выполненные клеевыми красками. В потолке верхнего яруса ранее располагалась восьмиугольная икона – небо Новозаветной Троицы. Сейчас она находится в фондах Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке, в ожидании реставрации. В нижних ярусах сохранилась живопись второй половины XIX века.

Освещается храм небольшими окнами, расположенными в каждом ярусе. Храм неоднократно перестраивался, последняя реставрация была в 90-х годах XX века.

18.30-20.00

Ресторан “Староямской”,

Калининское ш., 5

Ресторан “Оникс”,

ул. Медниковых, 5

 

Завершить день предлагаем вкусным ужином в ресторанах со своим стилем: «Староямской» или «Оникс».

Уютные интерьеры ресторана «Староямской» в эклектичном стиле с ярким купеческим акцентом. Старинные новоторжские виды и фотографии на стенах. Русская кухня и сезонное меню из локальных продуктов.

Ресторан местной кухни “Оникс” предлагает традиционную новоторжскую гастрономию, в том числе несколько видов знаменитых Пожарских котлет. Выверенная барная карта, кофе лучших сортов и десерты своего изготовления. 

* примерная стоимость посещения музеев с человека без учета льгот.